Srub-stroi58.ru

Сруб Строй
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ильина Гора. Церковь Илии пророка

Ильина Гора. Церковь Илии пророка.

Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →)
Престолы: Илии Пророка
Архитектурный стиль: Клетские храмы
Год постройки: 1691.
Ссылки: Ссылка на портале prihod.ru
Адрес: Россия, Новгородская область, Демянский район, с. Ильина Гора
Координаты: 57.581222, 32.65008
Проезд: От Демянска по указателю на Вотопино примерно 12 км.
Церковь Илии пророка - Ильина Гора - Демянский район - Новгородская область
Илья Смирнов
25 апреля 2011
Церковь Илии пророка - Ильина Гора - Демянский район - Новгородская область
Вадим Павлов
18 июля 2009
Церковь Илии пророка - Ильина Гора - Демянский район - Новгородская область
Вадим Павлов
18 июля 2009
Церковь Илии пророка - Ильина Гора - Демянский район - Новгородская область
Вадим Павлов
18 июля 2009
Церковь Илии пророка - Ильина Гора - Демянский район - Новгородская область
Илья Смирнов
25 апреля 2011
Церковь Илии пророка - Ильина Гора - Демянский район - Новгородская область
Илья Смирнов
25 апреля 2011
Церковь Илии пророка - Ильина Гора - Демянский район - Новгородская область
Вадим Павлов
18 июля 2009
Церковь Илии пророка - Ильина Гора - Демянский район - Новгородская область
Илья Смирнов
25 апреля 2011
Церковь Илии пророка - Ильина Гора - Демянский район - Новгородская область
Илья Смирнов
25 апреля 2011
Церковь Илии пророка - Ильина Гора - Демянский район - Новгородская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
30 декабря 1941

Карта и ближайшие объекты

Статьи

Наиболее вероятной датой постройки храма следует считать 1691 год, о чем в ведомости за 1908 год сказано «… церковь деревянная построена в 1691 году во имя св. Пророка Илии, на упраздненном ныне кладбище, покрыта железом, холодная». На другую дату указывает запись на тябле в иконостасе: «лета 7197 месяца гервя сотворися сеи храм во имя пророка Илии па благоверных государех наших царех и великах князех Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича всея Роси самодержцев и при благородных царевичах Алексее Петровиче и Олександре Петровиче и при патриархе Андриане». Т.е. запись указывает на 1689, однако царевич Алексей Петрович родился только в 1690, а царевич Александр в 1691 (умер в 1692). Позднее к церкви пристроена трапезная, во второй половине XIX века она обшита досками. Отметим, что в 1801 г. в селе была построена каменная 3-х престольная церковь (Илии пророка, святителя Феоктиста Новгородского, Покрова Божией Матери) с колокольней. В 30-е годы прошлого века каменная церковь была полностью разобрана, а кирпич пошел на постройку школы. Уже в 1944 г. после освобождения Ильиной горы от немцев, прихожане обратились с просьбой о возношении служб в деревянном храме, где полностью сохранилась церковная утварь, иконы и старинный иконостас. Сейчас церковь действует.

Каменную церковь, «полностью разобранную в 30-е годы», по акту 1943 г. вторично разрушили фашистские оккупанты, а она еще раз самовозродилась и дала себя разобрать на кирпич в третий раз! Вот «Акт о злодеяниях немецко-фашистских захватчиков. » (Ленинградская правда, 1943, 30 июня): «Немецкие захватчики глумились и учиняли надругательства над религиозными чувствами верующих граждан. В селе Ильина Гора (Демянского р-на) немцы в церкви устроили конюшню, а перед своим отступлением церковь эту разрушили». А вот отрывок из письма ильиногорцев патриарху Сергию от 2 декабря 1943 г.: «мы . имеем две церкви. Одна попорчена, а вторая в исправности». Хлопотать об открытии деревянного храма прихожанам пришлось еще долго — разрешение было дано только 13 июня 1946 г.

Савинова И.Д. Лихолетье. — Новгород, 1998. С. 73

Церковь Илии пророка, которая находится в д. Ильина Гора Демянского района, была построена прихожанами в 1691 г. Это одна из древнейших церквей Новгородской епархии. Есть поверье, что литовское войско неоднократно пыталось «разорить» Ильиногорский погост, но «подхода к нему за мглою не находило», Илья пророк ослепил вражеских воинов и остановил их продвижение. Вот тогда в честь его и была выстроена церковь. Умелые мастера-плотники в Ильиной Горе срубили храм Божий из толстых брёвен, одними острыми топорами и без единого гвоздя.

Чудом уцелела древняя деревянная церковь и в годы войны. Деревня Ильина Гора была захвачена немцами и сильно пострадала от их вторжения. Но именно в это время родилась ещё одна легенда о церкви Илии пророка. Вот что рассказала местная жительница Валентина Петровна Герасимова:

– Деревня как раз на линии фронта стояла. Всё фашисты порушили. Вырубили колхозный сад и устроили там склад снарядов, разобрали все церкви и часовни в округе, используя брёвна и кирпичи для строительства дорог. А деревянную церковку Илии пророка не тронули. Среди деревенских жителей ходили по этому поводу такие слухи. Якобы получил немецкий интендант Вилли письмо из Германии от жены. И написала она в письме, что известная немецкая гадалка предсказала – будет в эту войну вся Россия разрушена и сожжена, останется целой лишь одна церковь Илии пророка. И радовалась она за супруга, который под боком у этой церкви воюет: целым, мол, останется. И правда, немало бомб упало в те годы на окрестные сёла, а деревянная церковь, охраняющая деревню, опять осталась целёхонька.

Читайте так же:
Какую температуру держит облицовочный кирпич

Ильиногорская церковь появилась в Демянском районе одна из первых. Храм являлся центром религиозной и духовной жизни для демянцев и жителей соседних районов. С 1962 по 1990 г.г. настоятелем церкви пророка Илии был один из заслуженных священников Новгородской епархии отец Пётр Пушкарёв. 28 лет своей жизни он отдал этому приходу, заботясь о деревянном храме пророка Илии и о просвещении прихожан. С 2003 г. приход окормляет его сын, отец Иоанн Пушкарёв. С 2005 г. церковной старостой церкви Илии пророка является местная жительница Серафима Тимофеевна Хрусталёва.

Старинную церковь Илии пророка посещают не только верующие люди. Своим неповторимым обликом она привлекает внимание ценителей древней архитектуры. Они едут в Ильину Гору, чтобы полюбоваться искусством народных зодчих.

Краткий гид по кирпичным архитектурным стилям

Горожане часто произносят фразу «кирпичная архитектура», невольно объединяя в одну категорию здания самых разных эпох и стилей. Однако в истории искусства действительно встречаются направления, где кирпич как строительный материал играет ведущую роль. Strelka Mag и BRAER подготовили краткий гид по «кирпичным» стилям Европы — с примерами и характерными чертами, которые помогут вам лучше ориентироваться в этой теме.

Кирпичная романская архитектура

Собор в Ратцебурге, построенный в 1154–1220 годах. Фото: wiki.commons

О направлении : «кирпичный романский стиль» — термин неофициальный и нераспространённый. Так называют направление в архитектуре, которое сложилось в Северной Германии, Дании, Польше и Швеции в XII веке. В Европе тогда господствовал романский стиль, и северные регионы позаимствовали его эстетические принципы. Однако в этой части континента не было запасов камня, гранита, мрамора или песчаника, поэтому здания — в основном соборы — пришлось строить из обожжённого глиняного кирпича. Технологией кирпичного строительства с северянами поделились мастера из Ломбардии.

Характерные черты : полуциркульные арки и своды, массивные стены с узкими проёмами окон, кирпичные храмы-крепости и замки-крепости.

Пример : церковь Святого Бендта (Рингстед, Дания)

Это здание, построенное во второй половине XII века, считается самой старой кирпичной церковью в Дании. Здесь находится усыпальница средневековых датских королей, в том числе Вальдемара I Великого. После пожара 1806 года здание частично перестроили, а его кирпичные фасады покрыли цементом. Только в начале XX века церкви вернули первоначальный облик.

Ганзейская готика

Церковь Святого Николая и городская ратуша в Штральзунде. Фото: wiki.commons

О направлении : на смену кирпичной романике быстро пришла готика. Краснокирпичные соборы и ратуши выросли по всему побережью Северного и Балтийского моря от Нидерландов до современной Эстонии. Наибольшую популярность этот стиль получил в городах Ганзы, поэтому кирпичную готику часто называют «ганзейской». Исследователи выделяют её как полноправное архитектурное направление, а журналисты и блогеры регулярно выпускают тематические маршруты и гиды. В XVI веке кирпичная готика преобразовалась в «кирпичное Возрождение», но оно практически неотличимо от предшественника и редко рассматривается в качестве самостоятельного стиля.

Характерные черты : краснокирпичные фасады, отсутствие статуй и украшений, высокие башни, использование орнаментов.

Пример : церковь Святой Марии (Любек, Германия)

Один из немногих декоративных элементов этого здания — контраст между красными кирпичными стенами и бирюзовой крышей. На фасаде отсутствуют статуи или барельефы, что характерно для большинства сооружений в этом стиле. Кирпичная техника не позволяла архитекторам строить сложные каркасные конструкции, поэтому выразительность церкви Святой Марии подчёркивают способы кладки, цвет и фактура кирпичей. По высоте центрального нефа — 38,5 м — она занимает первое место среди всех построек кирпичной готики.

Читайте так же:
Можно ли красить силикатный кирпич краской

Нарышкинский стиль

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, основан Львом Нарышкиным в 1689. Фото: depositphotos ​

О направлении : нарышкинский стиль — сравнительно недолгий период в истории русской архитектуры, который продлился с 1680-х до 1710-х годов. Его также называют нарышкинским барокко, хотя он испытал влияние и маньеризма, и Ренессанса, и даже готики. Этот этап ознаменовал проникновение западных архитектурных традиций в Россию. Нарышкинский стиль представлен в основном церквями в усадьбах Москвы и Подмосковья, многие из которых принадлежали боярам Нарышкиным. На это же время пришлось распространение в стране кирпича, благодаря которому строительство зданий стало дешевле и качественнее. Кирпичную кладку «нарышкинских» церквей покрывали штукатуркой, поверх которой иногда заново рисовали кладку.

Характерные черты : ярусность, симметричность, применение элементов ордера, сочетание красного кирпича и белого камня или гипса.

Пример : храм Воскресения Христова в Кадашах (Москва, Россия)

Храм в Кадашах — одна из самых первых церквей, построенных в нарышкинском стиле. Её возвели в 1687–1695 годах на деньги купца Кондрата Добрынина. Здание практически полностью кирпичное, лишь в некоторых местах кладка выполнена из белого камня. Вот как его описывала реставратор Гали Алфёрова, которая исследовала храм в советские годы: «Кирпичная кладка сделана с необычайной тщательностью и точностью. Швы одинаковой толщины не отклоняются ни от отвеса, ни от уровня, создают строго вертикальные стены; оконные откосы и проёмы тоже не имеют никаких отступлений. Это мы проверяли, прикладывая в различных местах стен фугованные рейки; они подтвердили точность кладки, выполненной мастерами XVII века».

Неоготика

Одно из самых известных неоготических сооружений — Вестминстерский дворец на набережной Темзы в Лондоне. Фото: depositphotos ​

О направлении : во второй половине XIX века одним из доминирующих стилей Европы стала неоготика. Архитекторы обращались к наследию средневековых мастеров и вдохновлялись им при проектировании соборов, замков и промышленных зданий. В качестве облицовочного материала зодчие часто выбирали неоштукатуренный кирпич, как и их предшественники из Ганзы. Результаты промышленной революции значительно упростили производство материалов: если раньше каждый кирпич формировали вручную, сушили только летом и обжигали в напольных печах-времянках, то в XIX веке появились кольцевая обжиговая печь, ленточный пресс и глиномялки. Кроме того, железные дороги позволили намного быстрее подвозить красный и жёлтый кирпич, шифер, черепицу и другие материалы к местам строительства.

Характерные черты : каркасный свод, зубчатые стены, кирпичные пилястры, чугунные дорические колонны, резная лепнина, шпили, вытянутые вверх конструкции.

Пример : гостиница St. Pancras Renaissance London Hotel (Лондон, Великобритания)

В Великобритании неоготика заметно проявилась в викторианской архитектуре: неоготический облик получили вокзалы, жилые дома, правительственные здания, публичные учреждения и соборы. Один из самых ярких примеров этого направления — «Мидленд Гранд Отель» (сегодня — St. Pancras Renaissance London Hotel), который одновременно служит фасадом железнодорожного вокзала Сент-Панкрас. Его спроектировал архитектор Джордж Гилберт Скотт при участии инженера Уильяма Барлоу. Главный фасад гостиницы сделан из недожжённого кирпича и покрыт дымовыми трубами и зубчатыми фронтонами, благодаря чему контрастирует с минималистским дебаркадером вокзала.

Кирпичный стиль

Женская гимназия (1883—1885), Красноярск. Фото: wiki.commons

О направлении : к концу XIX века российские архитекторы отказались от штукатурки и из соображений экономии оставляли кирпичные фасады своих зданий «голыми». «Выразительность построек при этом достигалась использованием рельефной кладки, узор которой выделялся пластикой и цветом», — пишет Эржан Юсупов в «Словаре терминов архитектуры». Так называемый кирпичный стиль сформировался в Санкт-Петербурге и постепенно распространился по другим городам Российской империи.

Читайте так же:
Марка раствора для кирпича м75

Характерные черты : рационализация архитектуры, отсутствие штукатурки и лепных украшений, использование изразцов, терракотовых вставок и цветного кирпича.

Пример : фабрика А. И. Ниссена и Доходный жилой дом

В кирпичной архитектуре Российской империи особо выделяются работы Виктора Шретера и Иеронима Китнера, например их Доходный жилой дом на набережной Фонтанки, совмещённый с фабрикой. Согласно подсчётам, опубликованным в журнале «Зодчий» в 1873 году, отказ от штукатурки существенно сократил стоимость работ: кирпичный фасад оказался на 25 % дешевле штукатурного. В первоначальном проекте здание должен был украшать редкий глазурованный кирпич, но подрядчик в последний момент отказался от заказа, и материал заменили чуть более дорогими коричневыми глазурованными плитками.

Экспрессионизм

Anzeiger-Hochhaus в Ганновере (1928). Фото: Visit Hannover

О направлении : экспрессионизм в архитектуре сформировался в начале XX века в Германии. Использование традиционного кирпича в строительстве стало частью программы создания «новой Германии» после разрушения городов в Первой мировой войне. Кирпич символизировал надежду и ожидание светлого будущего в послевоенную эпоху. Гамбургский архитектор Фриц Хёгер писал : «Кирпич бытует не только в Германии, но его, тем не менее, можно назвать немецким, так же как немецкий дуб, потому что в нем живет дух народа».

Характерные черты : фасады из тёмно-коричневого кирпича и клинкерной плитки, техника «кирпичной гребёнки», искажение реальных форм объектов, гротескность и нарочитая заострённость архитектурных форм.

Пример: «Чилехаус» (Гамбург, Германия)

Фото: Hauke Hass

Заказчик этого здания Генри Сломан разбогател на ввозе селитры из Чили — отсюда и название. За три года на строительство складского здания ушло 4,8 миллиона кирпичей. Своими вертикальными линиями «Чилехаус» отсылает к кирпичной готике, а его заострённая форма напоминает нос корабля. Для облицовки стен использовался тёмный клинкерный кирпич, обожжённый вместе с торфом, а также фигурная кладка, создающая многоуровневость здания.

Роман Марьяш

Директор по маркетингу BRAER

Большую часть истории кирпич считался исключительно строительным материалом. Зодчие ценили его за прочность и доступность, но на внешний вид особого внимания не обращали. Сегодня ситуация скорее противоположная. Кирпич остаётся самодостаточным и надёжным материалом, но архитекторы, строители и продавцы делают ставку именно на эстетику кирпичной кладки. Гладкие и рифлёные поверхности, разные цвета, декоративные включения — технологии позволяют играть с обликом кирпича, превращая этот материал из строительного в «дизайн-строительный».

Современная история кирпичного строительства только набирает обороты, и с каждым годом всё больше людей отдают предпочтение этому материалу. Доверять чему-то проверенному гораздо проще, чем экспериментировать с новыми материалами. Конечно, будут появляться разные альтернативы, но кирпич — краеугольный камень всей индустрии. Вряд ли получится чем-то его заменить.

Несмотря на то что кирпич считается классическим материалом, назвать классическим его производство уже нельзя. Мы каждый день модернизируем процессы на заводах: увеличиваем число точек контроля, улучшаем очистку сырья, используем новые приёмы в обжиге и сушке материала. В этом смысле BRAER старается быть пионером индустрии.

Есть три направления, которым мы в BRAER уделяем особое внимание: качество строительного материала, его геометрия и эстетика. Качество — это набор физико-технологических характеристик, которые влияют на прочность, теплопроводность, влагоустойчивость и, как следствие, долговечность здания. От геометрии зависит, насколько дом будет «ровным». Это важно, поскольку облицовочный кирпич BRAER — часть конструктива внешних стен. За геометрией мы следим не менее пристально, чем за качеством. И, конечно, внешний вид: разнообразие цветов, поверхностей. Это лицо нашего бренда, которое позволяет сразу отличить кирпич BRAER от продукции других производителей.

В Знаменку привезли первую партию кирпича для строительства храма

На территорию усадьбы Загряжских-Строгановых в Знаменском районе, где расположен разрушенный в сороковых годах храм, приехала первая машина с кирпичами для новой церкви. Они приобретены на пожертвования местных жителей.

Читайте так же:
Кирпич силикатный одинарный рядовой свойства

Усадьба Знаменка (объект культурного наследия — прим.ред) была основана в первой четверти XVIII века. Первой постройкой был двухэтажный деревянный дом, а в 1748 году в юго-восточной части усадьбы была построена каменная церковь. Согласно сохранившимся местным преданиям, оформление церкви воссоздавало интерьеры Исаакиевского собора. Её освятили в честь иконы Божией Матери «Знамение». Предположительно, в Знаменской церкви была крещена Наталия Николаевна Гончарова, жена А. С. Пушкина. Однако пока исторического подтверждения этого факта нет — не сохранилось церковной документации. Она пропала в сороковых годах двадцатого столетия, когда церковь была разрушена. А бывшее хозяйство Строгановых ещё в 1918 году преобразовали в совхоз «Красный боевик».

Формально попытки сохранить здания с исторической и культурной ценностью предпринимались — приказом губисполкома №50 от 2 июня 1924 года. Знаменская усадьба подлежала охране как памятник старины, искусства и природы. Но для действительного сохранения композиции приказ не имел никакого значения.

В 1940 году началось наступление на Знаменскую церковь: памятник архитектуры подлежал сносу. Взрыв снёс только трапезную, остальные части храма устояли. В алтаре и сохранившихся стенах проделали отверстия для закладки новой партии взрывчатки, но операцию отложили. Второе решение о сносе здания в 1946 году оказалось невыполнимым: рабочие не стали разбирать стены, боясь возможных обвалов. Полностью разрушить сооружение не удалось, и много лет уцелевшая колокольня использовалась как водонапорная башня. Говорят, где-то на территории лежит язык от колокола-благовеста, чудом уцелевший после взрыва…

И вот, по прошествии стольких лет, у Знаменской усадьбы появилась надежда вскоре вновь услышать колокольный звон. Весной 2020 года начнётся строительство храма. Он будет иметь облик своего исторического предшественника, построенного в 18 веке. Иерей Александр Алмаев, благочинный Знаменского округа, поделился мыслями о том, что восстановленный храм не только поднимет духовный настрой знаменцев. Кстати, опыт духовного подъёма у священника имеется — в июле 2019 года он совместно с настоятелем Покровской церкви с.Кариан организовал фестиваль духовной песни «Русский дух». По словам отца Александра, культовое сооружение должно стать объектом регионального туризма, ведь оно будет расположено рядом с графским парком и бывшим поместьем Загряжских-Строгановых.

Сейчас прихожане собираются в здании бывшей спортивной школы, а занятия воскресной школы проходят в помещении местной школы искусств.

— Планируется, что когда построится храм, то занятия будут проходить в здании сегодняшнего храма, — рассказала Ольга Корнеева, руководитель воскресной школы.

Средства на возрождение святыни собирают сами прихожане: путём так называемых «именных кирпичиков». За пожертвование в 200 рублей покупается условно 1 кирпич, а о том, чьё имя указано в записке при подаче пожертвования, будут ежедневно вспоминать в молитве. «Именных кирпичиков» о здравии подано уже 678, а об упокоении — 117. Имена записаны в поминальной книге, которая хранится в церкви. Но этих подаяний недостаточно для того, чтобы успешно вести строительство, и батюшка молится о том, чтобы Господь послал спонсоров для благого дела.

— Восстановить Знаменский храм стало для меня делом всей жизни, я даже спрашивал благословения на то, чтобы бросить магистратуру и заниматься лишь строительством храма. Но благословения на это не дали, и я одновременно учусь в магистратуре, служу в Знаменском приходе и восстанавливаю старинную церковь, — рассказал о своей разнообразной пастырской деятельности отец Александр Алмаев.

Помимо этого, священник поддерживает духовное общение с расположенной в Знаменском районе воинской частью №14272. Он участвует в мероприятиях и службах в храме преподобного Серафима Саровского, который расположен на территории воздушно-космической части.

А в Знаменке в скором времени будет размещён баннер, на котором изображена будущая церковь. Он уже готов и ждёт своей очереди.

Читайте так же:
Для чего нужен щелевой кирпич

В августе 2019 года при расчистке территории для строительства Знаменского храма обнаружен фундамент левого придела разрушенной церкви, а также снесены здания, построенные в советское время. Митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий осмотрел место, где начаты работы по восстановлению разрушенного Знаменского храма.

КИРПИЧНАЯ ГОТИКА

Кирпичная готика получила распространение в местностях, бедных месторождениями строительного камня, прежде всего на северо-востоке Западной Европы. Высотой и шириной сводов здания кирпичной готики часто не уступают другим готическим постройкам, однако использование кирпича влекло за собой упрощение конструкции и декора. В отличие от каменной, для кирпичной готики характерно сохранение плоскости стены, отсутствие глубоких рельефных членений фасада, простота и геометрическая элементарность архитектурных форм (прежде всего башен и опор интерьера), отсутствие пинаклей на аркбутанах, отказ от фигуративной скульптуры и замена её плоскими ор­на­мен­та­ми, вы­ло­жен­ны­ми из кир­пи­ча раз­ных от­тен­ков или гла­зу­ро­ван­но­го. Сво­ды час­то за­шту­ка­ту­ри­ва­ют­ся и по­кры­ва­ют­ся де­ко­ра­тив­ной рос­пи­сью.

Кирпичная готика зародилась на рубеже XIII-XIV веков в северо-восточной Германии. Первой полностью выстроенной из кирпича церковью была Мариенкирхе в Любеке (около 1250 года — около 1350 года; двухбашенная 3-нефная базилика с деамбулаторием и венцом капелл, напоминающим французские раннеготические постройки), ставшая образцом для городских соборов Северной Германии: церковь Святого Николая в Штральзунде (1270 год — около 1350 год), церковь цистерцианского мо­на­сты­ря в Доберане, близ Ростока (1291-1336 годы) и др. (В отличие от Мариенкирхе, два последних здания — без аркбутанов, со ступенчатыми прижатыми к стене контрфорсами, с простыми 8-гранными столпами в интерьере.)

В монастырских и приходских церквах Германии происходит дальнейшее упрощение плана: церковь в Хорине (1270-1334 годы) и Якобикирхе в Ростоке (около 1300 года — 2-я половина XIV века) строятся однобашенными, без деамбулатория, с однонефным полигональным хором. Одновременно расширяются декоративные возможности кирпичной готики: в декоре фасада церкви в Хорине появляются пинакли и выложенная из лекального кирпича глухая роза с малыми розетками.

Поздняя кирпичная готика в Германии представлена типом 3-апсидного зального храма без башен и развитого хора (Мариенкирхе в Пренцлау, 1325-1340 годы) и зального храма с деамбулаторием [постройки архитектора Хинриха Брунсберга — церкви Мариенкирхе в Штаргарде (около 1388 года) и Святой Екатерины в Бранденбурге (1401-1434 годы)]. В декоре фасадов этих церквей широко используется лекальный кирпич и имитируются сквозные формы каменной готики, в том числе множественные розы. В памятниках поздней кирпичной готики в Германии появляются звездчатые и решётчатые нервюрные своды (собор Святого Петра в Бремене, перестроен в 1497-1511 годах). Светские памятники кирпичной готики в Германии также широко используют декор из лекального кирпича, часто в сочетании с оштукатуренной стеной (ратуша в Тангермюнде, около 1420-1430 годов, архитектор Хинрих Брунсберг; дворец архидиакона в Висмаре, XV век, и др.).

Распространение кирпичной готики шло через ган­зей­ские го­ро­да. К середине XIV века она появляется на севере Польши (костёл Девы Марии в Гданьске, 1343-1502 годы; церковь Якуба в Торуни, 1309-1340 годы), в Латвии (Домский собор в Риге, перестроенный около 1300 года, и церковь Святого Петера в Риге, 1209 год — XV век). В Литве, христианизированной лишь после 1386 года, постройки кирпичной готики отличает сложный пространственный декор фасадов (костёл Святой Анны в Вильнюсе, XVI век, «Дом Перкунаса» в Каунасе, XV-XVI века). В скандинавских странах для кирпичной готики характерна простота архитектурных форм и декора [зальная церковь Святой Екатерины в Висбю на острове Готланд, середина XIII века — 1412 год; многократно перестроенные соборы в Уппсале (Швеция) и в Турку (Финляндия)].

Иллюстрация:

Кир­пич­ная го­ти­ка. Ма­ри­ен­кир­хе в Лю­бе­ке. Ок. 1250 – ок. 1350. Архив БРЭ.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector